Корзина (0)
В корзине пусто!

Возможном дефиците кондиционеров

Производители и продавцы бытовой техники предупредили о возможном дефиците холодильников и кондиционеров из-за новых правил ввоза в Россию хладагентов, усиливающих парниковый эффект. В Минпромторге рисков для производства не видят
Ввоз хладагентов, которые используются при производстве и обслуживании холодильников, кондиционеров и другого подобного оборудования, в Россию усложнился, уведомила министра экономического развития Максима Решетникова в своем письме Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК; среди членов — Electrolux, DeLonghi, Miele, Gorenje, Ariston). Копия письма от 1 сентября 2021 года есть у РБК, в ассоциации подтвердили подлинность документа.

Авторы письма указывают, что с июля 2021 года для части импортеров стал невозможен ввоз хладагентов и техники, которая их содержит: фактически на импорт была установлена квота, хотя законодательно это никак не закреплено. РАТЭК попросила Решетникова указать Минприроды, подконтрольный которому Росприроднадзор выдает разрешения на импорт, «на недопустимость введения ограничения на ввоз» хладагентов, поскольку на это нет «легитимных правовых актов».

Минэкономразвития получило обращение РАТЭК, но, как уточнила пресс-служба министерства, эта тема находится в компетенции Минпромторга, в которое и было перенаправлено письмо. В Минпромторге пояснили, что министерство выдает лицензии импортерам на основании разрешения, выдаваемого Росприроднадзором, поэтому вопросы формирования и контроля исполнения квот находятся в компетенции Минприроды и Росприроднадзора. «На данный момент риски для производств, использующих хладагенты, отсутствуют», — заверил представитель Минпромторга. Пресс-служба Минприроды, в свою очередь, сообщила, что министерство получило письмо РАТЭК и прорабатывает этот вопрос.
В производстве кондиционеров, холодильного и морозильного оборудования, ингаляторов сейчас используются гидрофторуглероды. Их применяют также для изготовления аэрозолей, некоторых видов стройматериалов, средств противопожарной защиты. Гидрофторуглероды пришли на смену хладагентам, разрушающим озоновый слой. Применяемые сейчас вещества менее опасны, но все равно способствуют усилению парникового эффекта, поэтому их использование в мире в 2016 году также было решено ограничить. Россия в прошлом году ратифицировала соответствующую поправку к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, и обязалась сократить объемы потребления гидрофторуглеродов с 2020 года на 5%, с 2025 года — на 35%, с 2036 года — на 85%.

Для этого был введен контроль за импортом этой продукции. С апреля 2021 года компании, импортирующие гидрофторуглероды на территорию Евразийского экономического союза, в который входит и Россия, должны оформлять специальные лицензии. В России их выдает Минпромторг на основании заключения Росприроднадзора. Ограничение коснулось и оборудования, заправленного такими хладагентами, то есть холодильников и кондиционеров.

Никакой квоты, которую бы могло утвердить российское правительство либо Евразийская экономическая комиссия, на ввоз хладагентов в 2021 году установлено не было, указывает РАТЭК. Несмотря на это, с июля 2021 года импортеры гидрофторуглеродов стали получать отказы Росприроднадзора в выдаче разрешительных документов. Этот отказ ведомство объясняло «исчерпанием допустимого объема потребления гидрофторуглеродов в 2021 году», следует из письма РАТЭК. «В итоге складывается ситуация, при которой произошло фактическое введение и распределение квоты на импорт гидрофторуглеродов в 2021 году при отсутствии законодательно закрепленной квоты и установленного механизма распределения квоты», — констатируют авторы письма.

Таким образом, импортеры, которые успели оформить разрешение до июля 2021 года, получили квоту, а остальные не смогут ввезти свою продукцию до начала 2022 года. Это, как уверены в РАТЭК, приведет к «значительным убыткам» импортеров, так как поставки продукции уже запланированы, продукция закуплена и многие товары уже находятся в пути. Без разрешительных документов импортеры будут вынуждены возвращать продукцию поставщикам, что приведет к дополнительным расходам на транспортировку и штрафные санкции, говорится в письме. Кроме того, каждая лицензия стоит 160 тыс. руб. и при отказе ведомства эти деньги не возвращают, отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов.

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/07/09/2021/6135c0509a79470abac8b08e

Интересная и полезная информацияВесь блог